УДК 372.851, ORCID iD 0000-0002-6779-3995 ІНТЕГРАЦІЯ БАЗОВИХ ІДЕЙ КОНСТРУКТИВІЗМУ ТА АСПЕКТІВ ВІЛЬНОЇ ТРУДОВОЇ ШКОЛИ Я. ЧЕПІГИ В ІННОВАЦІЙНИЙ РОЗВИТОК ПРИРОДНИЧО-МАТЕМАТИЧНОЇ ОСВІТИ

Автор(и)

  • Ганна Погромська МОІППО
  • Наталія Махровська МОІППО
  • Еліна Рогожинська МОІППО

Ключові слова:

естественно-математическое образование, конструктивизм, научение, НУШ, трудовая свободная школа, учебная деятельность, Я. Чепига, STEAM

Анотація

В статье рассмотрены истоки идей конструктивизма и их использование в процессе обучения. Выделяются общие тезисы процесса обучения в когнитивно-ориентированных теориях. В таких теориях ученик рассматривается как активный и осознанный субъект, который использует, перерабатывает и преобразует информацию. Идеи конструктивизма способствуют личностному развитию учащихся, признают их индивидуальность и уникальность мыслей, которые они продуцируют и внедряют. Конструктивизм делает акцент на автономию и самостоятельную ориентацию учащихся в обучении и способствует активному участию последних в процессе научения. Такие подходы полностью совпадают с инновационным развитием естественно-математического обучения и продолжаются в STEАM идеях. Проанализированы конструктивистские подходы в моделях рефлективного обучения и когнитивного ученичества. Рефлективное обучение базируется на философии, которая подчеркивает активную роль ученика в научении и рассматривает обучение главным образом как процесс научения и открытий. Когнитивная модель основана на философии: ученик – исследователь, а учитель – руководитель и наставник. Поэтому эти модели также можно отнести к истокам современной педагогики. Сделано объединение имеющихся теоретических представлений о научно-педагогическом наследии Я. Чепиги с современными направлениями развития образования. Установлены связи между теорией и практикой педагогики Я. Чепиги в русле инновационного развития естественно-математического образования. Получено заключение, что в условиях модернизации современного образования идеи конструктивизма приобретают актуальное видение. Такие идеи направлены на восприятие ученика как активного субъекта диалога. Идеи трудовой свободной школы Я. Чепиги воплощают практическое применение приобретенного опыта в сочетании с элементами творчества. Это, в свою очередь, является залогом формирования конкурентоспособного выпускника и перекликается со STEАM-образованием. STEАM является одной из основных тенденций в мировой системе образования, а также одним из главных направлений инновационного развития естественно-математического образования.

Посилання

Berezivska, L. D. (2000). Vnesok Ya. Chepihy v rozvytok ukrainskoho pidruchnykotvorennia [Y. Chepiga's contribution to the development of Ukrainian textbook creation] Problemy suchasnoho pidruchnyka: Zb. Nauk. prats. Kyiv: Pedahohichna dumka, 13–16 (ukr).

Bunjatova, F. (2008). Konstruktivnoe obuchenie: sushhnost', princip, celi i obrazcy urokov [Constructive education: essence, principle, goals and lesson examples]. Baku (rus).

Bunjatova, F.D. (2007). Pedagogicheskaja tehnologija konstruktivnogo obuchenija [Pedagogical technology of constructive education] Internet-zhurnal «Jejdos», 1 marta. Retrieved from http://www.eidos.ru/journal/2007/0301-5.htm (rus).

Gumilev, L.N. (1993). Jentogenez i bіosfera Zemli [Entogenesis and biosphere of the Earth]. M.: DI-DIK (rus).

DAMO. F. 137. Op. 1. Spr. 434. Ark. 2, 4, 18 (ukr).

Zakon Ukrainy «Pro osvitu» (2017). [Law of Ukraine "On Education"]. Vidomosti Verkhovnoi Rady (VVR), 38-39, 380. Retrieved from: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2145-19 (ukr).

Zelenkevich, Ja. (1909). Рasynki shkoly (Otstalye i talantlivye deti) [Stepchildren of the school (Retarded and talented children)]: ocherk. Mariupol', (rus).

Kljuchevs'kij, V. O. (1990). Sochinenija. V 9-ti tomah. Tom ІХ: Materialy raznyh let [Compositions. In 9 volumes. Volume IX: Materials of different years] M.: Mysl' (rus).

Kovaleva, N.A. Iz istorii otechestvennoj bukvaristiki [From the History of Russian Literature]. Retrieved from http:// www.prophan.com/content/view/25/53 (rus).

Kuz, V. H., & Rudenko, Yu. D., & Serhiichuk, Z. O. (2003). Osnovy natsionalnoho vykhovannia [Fundamentals of National Education]. Kyiv: ISDO (ukr).

Lefransua, G. (2003). Prikladnaja pedagogicheskaja psihologija [Applied pedagogical psychology]. SPb.: Prajm-Evroznak (rus).

Morze, N. (2016). STEM: problemy ta perspektyvy [STEM: Problems and Prospects] [tekst]. Prezentatsiia: Kyivskyi Universytet imeni B. Hrinchenka (ukr).

Nikolenko, L. (1998). Dydaktychni pryntsypy pochatkovoho navchannia v spadshchyni Yakova Chepihy [Didactic Principles of Primary Education in Jacob Chepiga's Legacy]. Osvita i upravlinnia. 4, 183–184 (ukr).

Nikolenko, L. (1997). deia natsionalnoi osvity v pedahohichnii spadshchyni Yakova Chepihy [The idea of national education in the pedagogical heritage of Jacob Chepiga]. Osvita i upravlinnia, 3, T. 1, 167–171 (ukr).

Ohiienko, I. (1991). Ukrainska kultura [Ukrainian culture]. Kyiv: MP Abrys (ukr).

Piazhe, Zh. (2006). Moral'noe suzhdenie u rebenka [Moral judgment in a child]. M.: Akademicheskij proekt (rus).

Pobirchenko, N. S. (2000). Pedahohichna i prosvitnytska diialnist ukrainskykh hromad u druhii polovyni KhIKh – na pochatku KhKh stolittia (u dvokh knyhakh). – Kn. I. Kyivska hromada [Pedagogical and educational activities of Ukrainian communities in the second half of the nineteenth - early twentieth century (in two books). – Book. I. Kyiv community]. Kyiv: Naukovyi svit (ukr).

Rep'ev, Ju.G. (2004). Interaktivnoe samoobuchenie [Interactive learning] : monografija. M.: Logos (rus).

Svitlo (1911), 1, 3-7 (ukr).

TsDAHO Ukrainy. F. 147. Op. 1. Spr. 24. Ark. 11 ob. S. 215

Chepiha, Ya. (1932). Vykorystannia naochnoho pryladdia pry operatsiiakh z chyslamy [Use of visual accessories in operations with numbers] (ukr).

Chepiha, Ya. (1932, 1933). Metodyka roboty z pidruchnykom matematyky [Methods of work with the mathematics textbook]. Rik 1, 1932; Rik 2, 1933 (ukr).

Chepiha, Ya. (1930). Metodyka usnoi lichby ta vpravy u pershykh hrupakh semyrichky [Oral numbers and exercises in the first groups of seven years] (ukr).

Chepiha, Ya. (1920). Na shliakhu do trudovoi shkoly: Metodychni i dydaktychni porady shchodo zminy v osvity y vykhovanni [Towards Work School: Methodical and Didactic Tips for Changing Education and Upbringing]. Kyiv: Chas (ukr).

Chepiha, Ya. F. (1931). Metodychni uvahy do «robochoi knyzhky» z matematyky: dlia 1-ho ta 2-ho roku navchannia v shkoli [Methodical attention to the "workbook" in mathematics: for the 1st and 2nd year of schooling]. Kharkiv: Rad. shkola (ukr).

Chepiha, Ya. F. (2006). Vilna shkola, yii idei y zdiisnennia yikh u praktytsi. Vybr. Ped. tv. : navch. posibnyk [Free school, its ideas and their implementation in practice. Selected Pedagogical Works: Educ. manual] / uporiad., nauk. red. L.D. Berezivska; In-t pedahohiky APN Ukrainy. Kharkiv : OVS (ukr).

Shatalova, N.P. (2009). Konstruktivnoe obuchenie: puti stanovlenija [Constructive Learning: Pathways]. Gumanitarnaja kartina mira v sisteme sovremennogo znanija : I Mezhdunarodnaja nauchnoj internet-konferencii. Centr gumanitarnyh issledovanij. Respublika Kazahstan / pod red. S. S. Kaurova, 79–83 (rus).

Jurkevich, P. D. (1865). Chtenija o vospitanii [Parenting readings]. M (rus).

Yakymenko, S.I., & Shcherbakova, O.L. (2014). Pedahohichni pohliady ta prosvitnytska diialnist Ya. Chepihy (kinets KhIKh – pochatok KhKh st.) [Pedagogical views and educational activity of Y. Chepiga (end of XIX - beginning of XX century)] : monohrafiia. Kyiv : Vydavnychyi Dim «Slovo» (ukr).

Ausube, D. P. (1968). Education psychology: A cognitive view. New York : Holt, Rinehart & Winston (eng).

Ausube, D. P. (1963). The psychology of meaningful verbal learning. New York : Grune & Stratton (eng).

Ausubel, D.P., & Robinson, F.G. (1969). School learning: An introduction to education psychology. New York : Holt, Rinehart & Winston(eng).

Bruner, J. S. (1990). Acts of meaning. Cambridge, MA : Harvard University Press (eng).

Bruner, J. S. (1961). The process of education. Cambridge, MA : Harvard University Press (eng).

Bruner, J. S. (1966). Toward а theory of education. Cambridge, MA : Harvard University Press (eng).

Bruner, J. S. (1976). The role of tutoring in problem solving. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 17, Issue 2, 89–100 (eng).

Collins, A., & Brown, S. (1989). Cognitive apprenticeship: Teaching the craft or reading, writing and mathematics. In L.B.Resnick (Ed.), Knowing, learning, and instructions: Essays in honor of Robert glaser. NJ : Eribaum (eng).

Farnham-Diggoty, S. (1992). Cognitive processes in education. New York : HarperCollins (eng).

Frieberg, H.J., & Driscoll, A. (1992). Universal Teaching Strategies. Boston : Allyn & Bacon (eng).

Gagne, E.D. (1985). The cognitive psychology of school learning. Boston : Little, Brown (eng).

Gagne, R.M. (1985). The conditions of learning. New York : Holt, Rinehart & Winston (eng).

Grippin, P.C., & Peters, S.C. (1984). Learning theories and learning outcomes: The connection. Lanham, MD : University Press of America (eng).

Korthagen, F. (1993). Two Modes of Reflection. Teaching and Teacher Education. 9, 317–326 (eng) (https://doi.org/10.1016/0742-051X(93)90046-J).

Miles, D. R., & Carey, G. (1997). Genetic and environmental architecture of human aggression. Journal of Personality and Social Psychology. 72, 207-217 (eng).

Wood, B. (1976). Children and communication: Verbal and nonverbal language development. Englewood Cliffs, NJ : Prentice-Hall (eng).

##submission.downloads##

Опубліковано

2022-01-31

Номер

Розділ

Статті

Статті цього автора (авторів), які найбільше читають